Интервью Заместителя генерального директора по коммерции ООО "РН-Аэро" Кирилла Молодёнкова

array(28) {
  ["RANK"]=>
  string(2) "26"
  ["~RANK"]=>
  string(2) "26"
  ["ID"]=>
  string(3) "420"
  ["~ID"]=>
  string(3) "420"
  ["NAME"]=>
  string(121) "Интервью с генеральным директором ООО «РН-Аэро» Сергеем Папковым "
  ["~NAME"]=>
  string(121) "Интервью с генеральным директором ООО «РН-Аэро» Сергеем Папковым "
  ["DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(16) "/news/534687867/"
  ["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(16) "/news/534687867/"
  ["LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["~LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["DATE_CREATE"]=>
  string(19) "15.02.2017 16:59:35"
  ["~DATE_CREATE"]=>
  string(19) "15.02.2017 16:59:35"
  ["CODE"]=>
  string(9) "534687867"
  ["~CODE"]=>
  string(9) "534687867"
  ["EXTERNAL_ID"]=>
  string(3) "420"
  ["~EXTERNAL_ID"]=>
  string(3) "420"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "1"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "1"
  ["IBLOCK_CODE"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_CODE"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["LID"]=>
  string(2) "s1"
  ["~LID"]=>
  string(2) "s1"
}
22 сентября 2016

Рынок авиатоплива перспективы и тенденции.

На фоне сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации многие авиаперевозчики отмечают сокращение пассажиропотока и сохранение низкого уровня покупательского спроса. Эти факторы влияют на финансовое благосостояние игроков рынка авиаперевозок. Заместитель генерального директора по коммерции ООО «РН-Аэро» Кирилл Молодёнков рассказал, как компания, занимающая лидирующие позиции на рынке авиатопливообеспечения, успешно справляется со сложившейся ситуацией, зачем «Роснефть Аэро» активно работает в направлении выхода на зарубежные рынки, а также озвучил некоторые перспективы роста потребления авиатоплива.


— Как экономическая ситуация, которая сложилась в России, влияет на рынок авиаперевозок?

— Справедливо будет отметить, что нисходя­щий тренд в экономике скорректировался, и мы ожидаем, что дальнейшего падения не будет, но тем не менее пока стабильного роста в нашей отрасли мы не наблюдаем: покупательский спрос сохраняется на прежнем уровне, что соот­ветственно, влияет на объем авиаперевозок. От­мечается сокращение пассажиропотока, а это не может не оказывать давления на авиакомпании. Снижение спроса на перевозки отрицательно влияет на их финансовое состояние. В то же вре­мя все участники отрасли предпринимают опре­делённые шаги, направленные на повышение эффективности. Уверены, что с течением време­ни ситуация стабилизируется.

— Как известно, сокращение пассажиро­потока не может не оказывать давления на всю сферу авиаперевозок. Как ваша ком­пания противостоит неблагоприятной эко­номической конъюнктуре?

— Основными рычагами на рынке, по нашему мнению, для поддержания конкурентоспособно­сти являются оптимизация затрат и повышение эффективности на всех этапах деятельности. Безусловно, мы работаем в этих направлениях. В текущей ситуации так поступают многие, пото­му что топливозаправочные комплексы (ТЗК) требуют значительных инвестиций в проекты ре­конструкции и развития. Также значительное внимание уделяется новой технологии работы, анализу и внедрению меж­дународного опыта. Мы внедряем оптимиза­ционные технологические решения, активно ис­пользуем доставку топлива различными видами транспорта: раньше в основном это была желез­ная дорога, сейчас зачастую используется авто­мобильный транспорт. Эти решения помогают снизить издержки в конечном итоге. Хотелось бы отметить, что помимо оптимиза­ции издержек компания продолжает расширять сеть реализации - мы рассчитываем в скором времени выйти на новые рынки сбыта, прораба­тываем новые локации. Это касается и внутрен­него рынка, и выхода за рубеж. В этом году, к примеру, мы постепенно, но уверенно наращи­ваем объемы продаж в аэропорту Пулково. Наши постоянные клиенты приветствуют наше вхожде­ние в новые регионы и рынки. До конца 2016 го­да у нас также есть планы по вхождению в новые для нас локации. Это позволит формировать бо­лее удобное, комплексное предложение для кли­ентов. Этим наша деятельность в области разви­тия не ограничивается. Мы внимательно изучаем возможность вхождения на рынки Азии.

— Какой полезный опыт компания пере­нимает за рубежом?

— В первую очередь это создание логистиче­ских узлов. Сама отрасль в целом пришла к это­му решению. Неоправданно затратно всем иг­рокам обеспечивать одинаковые топливные ак­тивы в одном аэропорту. Вместо того чтобы иметь несколько одинаковых нефтебаз, гораздо выгоднее создать одну, достаточно большую, услугами которой будет пользоваться каждый оператор. Этот процесс небыстрый, но со вре­менем мы к этому придем. В советский период, где это было возможно, строились топливопроводы, ведущие от нефте­перерабатывающего завода напрямую в аэро­порт. Топливопровод весьма дорог в обслужи­вании и эффективен в больших масштабах (в крупнейших аэропортах), а в России в истори­чески менее крупных точках также есть эти кон­струкции. Соответственно, в новых проектах, если объемы потребления в аэропорту невысоки, такие схемы доставки керосина не рассмат­риваются. Кроме того, операторы ТЗК прилагают суще­ственные усилия для повышения собственной операционной эффективности. Так, сейчас про­водится значительная работа по автоматизации производственных и административных процес­сов, по исключению дублирования задействованной в перевалке и заправке топлива инфра­структуры, применению инновационных реше­ний, которые позволяют сокращать удельные за­траты. В некоторых областях перенимаем запад­ный опыт, в каких-то используем свои наработки с учетом региональной специфики.

—  Какие новые технологии использует компания?

— Для повышения операционной эффективно­сти деятельности необходимо интегрировать разные виды работ в единую информационную систему. Она соединяет все этапы технологиче­ского процесса, начиная от логистики и заканчи­вая информационной системой для пользовате­лей (создание личных кабинетов, например, и использование электронного документооборота). Всё это позволяет оперативно, без бумажных но­сителей отправлять и получать корректную ин­формацию. В ближайшем будущем мы сможем достигнуть большей оптимизации процессов и повысить скорость обмена данными с партнера­ми, в первую очередь с авиакомпаниями. Работа в этом направлении уже ведется.

— Существуют ли перспективы роста по­требления авиатоплива?

— Конечно, такие перспективы существуют, но их реализация зависит от мобильности насе­ления и спроса на авиаперевозки. Безусловно, во многом это зависит от уровня благосостоя­ния населения. В этом году было отмечено воз­обновление конкуренции между железнодорож­ными и авиационными перевозками из-за роста популярности внутреннего туризма. То есть на фоне снижения пассажиропотока в авиаотрасли был отмечен рост пассажиропотока на железных дорогах. Люди готовы жертвовать временем в дороге в пользу экономии средств. Если посмотреть на Европу, то там поездки ав­томобильным и железнодорожным транспортом более доступны ввиду небольшого расстояния между городами и странами. Тем не менее наблюдается небольшой рост пассажиропотока, а следовательно, и потребления топлива. Мы уве­рены, что такие же перспективы есть и на рос­сийском рынке. Для этого, как мы все видим, реализуются большие масштабные программы, которые позволяют связывать удаленные друг от друга регионы. Открытие различных туристических направле­ний также положительно скажется на спросе на топливо. Что касается долгосрочной перспективы, мы верим в то, что рост возобновится. Со временем, в перспективе 10-20 лет должна увеличиться мо­бильность населения, люди будут летать, в том числе за счет роста числа непродолжительных рейсов прямого сообщения.

—  Какие перспективы на иностранном рынке у компании?

— У нас уже есть ряд зарубежных партнеров, с которыми мы активно сотрудничаем, также есть определённые наработки по выходу на но­вые рынки, активно работаем в этом направле­нии. На текущий момент мы сотрудничаем с партнерами из Монголии, Казахстана и ещё ря­да стран СНГ. Зарубежные рынки - это одно из направле­ний, которое поможет сбалансировать россий­ский рынок нефтепродуктов. В целом, если смотреть на данные прошлых лет, можно отме­тить, что, несмотря на развитие новых техноло­гий и развитие альтернативных источников энер­гии, рост потребления и производства нефтепродуктов продолжался. С развитием всевозможных отраслей и ростом ВВП в мировом масштабе будет расти потреб­ность в топливе. Глобальные аналитические агентства прогнозируют, что в горизонте 60-70 лет востребованность в классических источниках энергии сохранится. Соответственно, опасений по поводу реализации нефтепродуктов нет. Добавлю, что производитель всегда отслежи­вает новые технологии. И когда появятся реаль­ные альтернативные источники энергии, которые смогут полностью и с должной эффективностью заменить нефтепродукты, те же самые мировые нефтяные гиганты переориентируются. В каждой нефтяной компании есть подразделения, кото­рые занимаются инновациями и альтернативной энергетикой. Уверен, что работа в этом направ­лении будет продолжена. Люди всегда будут стремиться к высоким скоростям, а значит, вос­требованность в полетах и авиаперевозках будет только расти.


 Журнал «Авиатранспортное обозрение», сентябрь 2016