"Роснефть Аэро": качество авиатоплива под контролем

12 августа 2015

Треть авиатоплива, которым заправляются в России самолеты внутренних и международных рейсов, производят девять нефтеперерабатывающих заводов компании «Роснефть». Объемы внушительные - более 3 миллионов тонн в год. Доставкой этого топлива в аэропорты и заправкой самолетов занимается ООО «РН-Аэро» («Роснефть Аэро»), дочернее общество НК «Роснефть».

Игорь Колов, заместитель генерального директора по производству «РН-Аэро», рассказал в интервью нашему журналу о контроле качества авиационного керосина в топливозаправочных комплексах компании, которые обеспечивают заправку самолетов в 33 аэропортах страны.

— Как у вас формировались процедуры контроля качества?

— Вся авиационная отрасль России работает по нормативным документам, разработанным еще в Советском Союзе. Уже тогда, по ГОСТам, требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива были крайне строгими. И по сей день они остаются одними из самых строгих в мире.
Например, температура начала кристаллизации (или, проще говоря, температура замерзания) нашего топлива ТС-1 не превышает-60°С. На тех высотах, где летают авиалайнеры, очень холодно даже летом в средних широтах. Зимой и, конечно, на северных маршрутах - тем более. Для сравнения: топливо марки Jet А1 замерзает при -47°С.
Вот представьте: в Шереметьево «Роснефть Аэро» обслуживает 300 рейсов в сутки. В каждый авиалайнер заливаются десятки тонн топлива, а его чистота контролируется на микронном уровне. То есть в огромные топливные баки внутри крыльев не могут попасть никакие посторонние частицы даже в тысячу раз меньше муравья. Для этого используется многоступенчатая система фильтрации топлива - очистки от механических примесей и воды. На входе, при приеме в топливозаправочные комплексы (ТЗК), весь авиакеросин проходит через фильтры с тонкостью фильтрации 30-15 мкм. А при выдаче в средства заправки тонкость фильтрации уже 5 мкм и менее. И так в каждом аэропорту, где работает «Роснефть Аэро». Это крайне важно, ведь это безопасность и надежная работа авиационных двигателей. Кроме того, при низких температурах мелкие частицы являются центрами кристаллизации, а при высоких - источниками смолообразования.

— Является ли качество топлива важным конкурентным преимуществом?

— Дело в том, что качество должно быть безупречно всегда - это естественная норма для всей отрасли. Самые сильные стороны «Роснефть Аэро» - это отлаженная логистика по всем регионам и отличный сервис, но это отдельный разговор. А конструкции пассажирских самолетов и правила их эксплуатации сформировались во всем мире уже десятилетия назад. Они давно проверены практикой и доведены до совершенства. Никаких принципиальных изменений здесь нет, идет лишь постепенная эволюция технологий, обеспечивающих выпуск всего авиатоплива «высшего сорта» либо «первого сорта». Другого в большой авиации просто не бывает, ведь от показателей топлива зависит безопасность полетов.
Конечно, год за годом овершенствуется оборудование, которое использует предприятие для контроля качества, -и на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), где производят и отгружают топливо, и в ТЗК аэропортов, где его принимают, хранят и готовят к заправке в крыло. Современное оборудование позволяет проводить лабораторные анализы образцов авиакеросина намного быстрее и точнее, чем это было десятилетия назад. Совершенствуется и производственное оборудование. На всех НПЗ «Роснефти» реализуется масштабная инвестиционная программа по модернизации производственных мощностей для повышения качества производимого продукта.
Эволюционируют и регламенты работы, организационные и технологические процессы. В 2000 году в России ввели обязательную сертификацию деятельности аэропортов по трем основным направлениям: аэродромное обеспечение полетов воздушных судов (ВС), контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ) и спецжид-костей (СЖ), авиатопливообеспечение воздушных перевозок. Процедура получения каждого сертификата - это сложный процесс, который отрабатывался в России годами. Сертификат выдается сроком до 3 лет, а «Роснефть Аэро» занимается авиатопливом уже много лет, так что все наши ТЗК прошли сертификацию не один раз.
«Роснефть Аэро» имеет все технические возможности для заключения контрактов с ведущими авиаперевозчиками страны, в которых предъявляются еще более жесткие требования к качеству керосина, чем в ГОСТ 10227-86 «Топливо для реактивных двигателей» и Техническом регламенте Таможенного союза 013/2011. Например, по требованиям ГОСТа при определении термоокислительной стабильности авиатоплива концентрация осадка не должна превышать 18 мг на 100 см3; «Роснефть Аэро» может обеспечить заправку авиатоплива со значением данного показателя не более 12 мг на 100 см3, тем более что технологические возможности заводов «Роснефти» это позволяют сделать.

— Как связаны материнская компания «Роснефть» и «Роснефть Аэро» в технологической цепочке?

— Мы активно взаимодействуем, и это принципиально важно. Состав нефти в разных скважинах сильно отличается и меняется со временем. А на выходе технологического цикла авиакомпаниям нужен практически неизменный продукт, которым заправляют миллионы рейсов на протяжении десятилетий. Посмотрите с точки зрения бизнеса: как в таких условиях обеспечить полную стабильность характеристик продукта? Конечно же, надо жестко контролировать качество на всех стадиях производства, транспортировки, хранения и заправки - от скважины до крыла самолета. Такова бизнес-философия «Роснефть Аэро». Теперь самолет стал одним из самых безопасных видов транспорта. Это, в частности, объясняется тем, что процесс допуска авиакеросина до заправки - очень сложный. Безусловная задача - обеспечить безопасность полета из пункта А в пункт Б. Поэтому процесс отслеживания качества авиакеросина проходит многоступенчатый контроль - от производства до заправки. Все процедуры прописаны в нормативных документах. И в каждом ТЗК есть специальное подразделение - лаборатория авиаГСМ.

— Расскажите об этих лабораториях подробнее. Каковы их функции?

— «Роснефть Аэро» руководствуется действующими правовыми актами федерального органа в области гражданской авиации. На каждый резервуар, из которого осуществляется выдача авиаГСМ на заправку, оформляется паспорт качества. Он свидетельствует, что данный продукт должным образом проверен, соответствует установленным требованиям и пригоден к выдаче на заправку в ВС. Лаборатория несет за это ответственность.
Основные функции лаборатории ТЗК:
• Проведение надежного и достоверного анализа качества авиаГСМ по нормативным показателям с установленной периодичностью.
• Оформление паспорта качества, удостоверяющего марку продукта, все его показатели и соответствие нормативным требованиям отрасли; выполнение процедур по подготовке авиаГСМ к выдаче на заправку.
• Подтверждение сохранности качества авиаГСМ при хранении на складе, при внутрискладских перекачках и при выполнении периодических регламентных работ по обслуживанию технологического оборудования.
• Анализ качества авиаГСМ в нештатных ситуациях.
• Анализ качества авиаГСМ, отработанных в системах воздушных судов, для своевременного обнаружения и предупреждения скрытого износа деталей двигателя и топливорегулирующей системы.
• Методическое руководство отбором проб, аэродромным и входным контролем качества.
• Проведение мероприятий, исключающих случайную выдачу на заправку некондиционных продуктов или посторонних веществ.

— Каждая партия топлива проверяется отдельно?

— Конечно, и не один раз. Каждая партия нефтепродукта, которая уходит с НПЗ, имеет паспорт - в соответствии с ГОСТом и техническим регламентом. То есть этот уровень контроля осуществляется еще до отгрузки. Потом продукт доставляется в ТЗК, где выполняется так называемый входной контроль. Предположим, что какой-то показатель отличается от паспорта завода - в этом случае производится отбраковка партии. Впрочем, процент отбраковки близок к нулю. Дальше идет технологическая подготовка авиакеросина: перекачка в резервуары, формирование собственного паспорта на резервуар. Затем идет выдача на заправку и заправка воздушного судна. И на каждом этапе топливо подвергается фильтрации и лабораторному анализу. Все эти мероприятия выполняются в соответствии с внедренной в ТЗК системой качества. В итоге на перрон выезжает топливозаправщик «Роснефти» с полностью проверенным и подготовленным авиакеросином.

— Что может случиться с авиатопливом при его хранении и транспортировке?

— На него могут повлиять, например, характеристики внутренней поверхности какой-либо железнодорожной цистерны. Возможны и другие факторы риска, потому что транспортируются миллионы тонн на огромные расстояния. «Роснефть Аэро» заправляет авиалайнеры в совершенно разных регионах и климатических условиях: Сахалин, Игарка, Нижневартовск, Якутск, Абакан, Архангельск, Сочи, Москва... Поэтому условия транспортировки авиакеросина очень важны и тщательно прорабатываются.

— А человеческий фактор?

— Подготовке персонала в «Роснефть Аэро» уделяется особое внимание. Все сотрудники, непосредственно участвующие в процессе подготовки авиатоплива на заправку в ВС, аттестованы на право проведения таких работ. Они не только имеют базовое образование и специальную подготовку, но и регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в отраслевых семинарах, конференциях и других профильных мероприятиях. Обучение сотрудников проводится в российских специализированных учреждениях авиационной отрасли. «Роснефть Аэро» обладает достаточными материально-техническими ресурсами, позволяющими выполнять заявленную политику в области качества. В том числе - в части заблаговременной системной подготовки кадров в соответствии с лучшими мировыми практиками. Важную роль играет и тщательно составленный фонд документации - законодательной, нормативной, технологической и организационно-распорядительной.

Журнал "Авиатранспортное обозрение", август 2015